^ Наверх

Дата публикации: Декабрь 2011
Издательство: РБК Daily
Автор:

 

Итоги 2011 года: компании и лица

 

Год начинался с опасений второй волны кризиса, ожиданий стагнации, а закончился митингами против фальсификации результатов выборов. Получилось так, что к экономической неопределенности, которая господствовала на протяжении всего года, прибавилась политическая. Петербург как обычно развивается в общем тренде. Редакция РБК daily Санкт-Петербург представляет своим читателям версию итогов 2011 года. В городе сменилась власть, при этом четких ориентиров развития мегаполиса не поставлено. Если предыдущая команда Смольного пыталась создать на Неве город европейских стандартов, то приоритеты нового губернатора пока не ясны. Однако первые шаги вселяют надежду на то, что они будут как минимум хорошо продуманными. В этом и следующем номере мы представляем свое видение уходящего года. Компаниям и людям, оказавшим влияние на развитие бизнеса, власти и общественной жизни города в 2011 году, мы присвоили звания лучших в нескольких импровизированных номинациях. Сегодня это будут бизнес-события, завтра - события общественно-политической жизни города. Инвестор года Банк ВТБ Банк ВТБ во главе консорциума «Магистраль Северной столицы» выиграл в августе тендер на строительство центрального участка Западного скоростного диаметра. Объем инвестиций в 11 км дороги оценивается в 90 млрд руб. Это уже второй крупный проект, который ВТБ реализует на территории Петербурга - в 2009 году консорциум «Воздушные ворота Северной столицы» выиграл конкурс на реконструкцию и эксплуатацию аэропорта Пулково. Рекон­струкция должна пройти до 2013 года, ее стоимость более 1 млрд евро. В текущем году также произошла реорганизация бизнеса банка ВТБ в Санкт-Петербурге. На базе присоединенного к нему банка «ВТБ Северо-Запад» создан Северо-Западный региональный центр (СЗРЦ), который отвечает за развитие бизнеса группы ВТБ с корпоративными клиентами на Северо-Западе России. Эмитент года ЛенСпецСМУ Строительная группа компаний «Эталон» (Etalon Group), наиболее известная одной из своих структур - строительной компанией «ЛенСпецСМУ», в 2011 году первой из российских девелоперов после кризиса решилась на публичное размещение акций на Лондонской бирже. Размещение в апреле текущего года прошло по нижней границе ценового диапазона - 7 долл. за одну GDR (равна одной акции), компании удалось привлечь 575 млн долл. В ноябре Etalon Goup объявила о выкупе GDR c рынка в размере 9,25% акционерного капитала. Эксперты тогда предположили, что компания таким образом стремится поддержать своих акционеров в связи с падением рынка. Проект года Комплекс защитных сооружений от наводнений (дамба) Честно говоря, казалось, что дамба - это мифологический проект. Ведь строить ее начали еще в 1979 году, то есть в прошлом столетии, и совсем в другой стране. Между тем в 2011 году комплекс защитных сооружений от наводнений наконец был сдан. Это позволило также завершить строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга, часть которой проходит по дамбе. Стоимость строительства КЗС составила 109 млрд руб., 116 км КАД, проложенных за 13 лет, в свою очередь, обошлись в среднем в 1,2 млрд руб./км. Скандал года Cпор ОСК и ЦБ с ОПК Сергея Пугачева за судостроительные активы Осенью 2011 года прояснилась ситуация с судьбой двух крупных судостроительных предприятий - «Северной верфи» и Балтийского завода, которые принадлежали Объединенной промышленной корпорации (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева. Заложенным по кредитам Цент­рального банка на сумму 32 млрд руб. верфям грозило банкротство, ОПК не соглашалась с оценкой активов Центробанком и настаивала на стоимости в 96 млрд руб., а не 32 млрд руб., ОСК была готова выкупить активы. После ряда судебных разбирательств ЦБ добился обеспечительных мер по своему иску о передаче банку заложенных пакетов акций верфей, а получив, передал их в управление ОСК. «Северную верфь» корпорация пока не собирается загружать контрактами, а для Балтийского завода вице-премьером РФ Дмитрием Козаком разработан сценарий перевода сотрудников предприятия в новое юрлицо и банкротство самого завода. Новой компании обещаны заказы на 18 млрд руб. Сделка года Андрей Рогачев продал «Макромир» Предприниматель Андрей Рогачев продал компанию «Макромир», созданную для строительства торговых центров. Покупателем стала управляющая компания Fort Group. Сделка, закрытая в марте, оценивается в 1 млрд долл. Новому владельцу перешли пять действующих комплексов: «Французский бульвар», «Родео Драйв», «Фиолент», «Феличита», «Сити Молл» общей площадью 275 тыс. кв. м и один замороженный проект «Долгоозерный», который планируется реанимировать к 2013 году. Покупка «Макромира» позволила Fort Group выйти на второе место в Петербурге по объему торговых площадей, уступив только «Адаманту» и обогнав обе «Меги». Оптимизация года Из-за высокой стоимости власти города приостановили финансирование сразу четырех проектов - Орловского тоннеля, двух мостов через Неву и Надземного экспресса. Финансирование наиболее спорного из всех мегапроектов администрации Валентины Матвиенко Орловского тоннеля было исключено из бюджета Санкт-Петербурга на 2012 год. Произошло это лишь на этапе второго чтения проекта бюджета, что наглядно показывает смену приоритетов старой и новой команд Смольного. Концессионер проекта Невская концессионная компания (холдинг First Quantum) не теряет надежды вернуть госфинансирование, однако если это и случится, то не раньше весны будущего года. Формальным поводом стало резкое «удорожание» проекта. Вместо ранее заявляемых 48 млрд руб. чиновники Смольного стали называть реальную цену проекта, и она была в 2,5 раза выше - около 115 млрд. При этом из чего сложилась новая смета, не сообщалось. Вместе с Орловским тоннелем было приостановлено финансирование еще ряда мегапроектов, в частности, Надземного экс­пресса и двух мостов через Неву - Новоадмиралтейского и через ост­ров Серный. Отставка года Один из долгожителей городского бизнеса Владимир Александров покинул «Адмиралтейские верфи» Возглавлявший 26 лет «Адмиралтейские верфи» почетный гражданин Санкт-Петербурга Владимир Александров в феврале этого года покинул предприятие. Его преемником стал сын Михаил. Однако он проработал в должности и.о. чуть больше полугода. В августе ОСК, в состав которого теперь входит предприятие, сменило исполняющего обязанности, назначив на этот пост Александра Бузмакова, ранее возглавлявшего Западный центр судостроения. Ребрендинг ЛЭК переименовывается в Л1 Петербургская строительная компания ЛЭК вернулась к идее провести IPO уже в 2012 году, и в первую очередь решила сменить название - с декабря 2011 года застройщик именуется «Компания Л1». Объем размещения пока не определен, эксперты оценивают его в 4 млрд руб. (примерно такую сумму Л1 должна кредиторам). По другим данным, смена имени ЛЭК обусловлена тем, что с февраля 2012 года ЛЭК не имеет больше права использовать свой товарный знак. Ранее он принадлежал теперь уже экс-партнеру руководителя ЛЭК Павла Андреева по бизнесу Андрею Рогачеву, а сейчас принадлежит сейшельскому офшору «Аллен Маркетинг Лтд», который установил слишком жесткие условия на использование знака. Компромисс года Охта-центр выбрал новое место для строительства высотного здания Проект высотного комплекса для структур «Газпрома», который изначально планировалось возвести в устье реки Охта, переедет на окраину города. Для этого общественно-деловой центр «Охта» («дочка» «Газпрома») в марте 2011 года приобрел у группы ЛСР земельный участок на Лахтинском проспекте площадью 14 га. Первоначальный проект центра планируется переработать, однако доминанта высотой 470 м (на Охте предполагалось 396 м) и стилобатная часть высотой 100 м уже согласованы городскими властями. Проект уже получил новое имя - «Лахта-центр», его общая площадь составит около 330 тыс. кв. м. С судьбой участка на Охте компания должна определиться в следующем году. Старт года В Марьино началось строительство завода по производству Ё-мобилей В Петербурге стартовало строительство завода «Ё-Авто». Инвестор проекта Михаил Прохоров пообещал, что завод мощностью 40 тыс. машинокомплектов в год будет запущен в конце 2012 года. В первый год ё-мобиль стоимостью 450 тыс. руб. будет комплектоваться обычным двигателем внутреннего сгорания, так как инновационный роторно-лопастной пока не готов к производству. Инноватор года Начато строительство завода компании Novartis Швейцарская компания Novartis - второй по размерам рыночной доли производитель лекарств в Европе - в рамках XIV Петербургского международного экономического форума начала в Петербурге, на территории отделения «Новоорловское» особой экономической зоны, строительство первой очереди завода по производству твердых лекарственных форм. Завершится работа в 2014 году, инвестиции составят около 140 млн долл. В перспективе компания может удвоить объем производства и выпускать в Петербурге до 3 млрд единиц продукции в год. Примирение года Завершился конфликт акционеров в «Ленте» В сентябре была закрыта сделка по выкупу 44% акций «Ленты» у ее крупнейшего акционера Августа Мейера и его соратников. В итоге «ВТБ Капиталу», TPG и ЕБРР теперь принадлежит 85% бизнеса торговой сети. Таким образом, корпоративная война, длившаяся почти полтора года, окончательно завершена. Стоимость сделки составила около 1,13 млрд руб. Конфликт акционеров «Ленты» возник из-за фигуры гендиректора сети. Август Мейер настаивал на кандидатуре Сергея Ющенко, а другие совладельцы - TPG и «ВТБ Капитал» - предлагали на этот пост Яна Дюннинга.