

Дата публикации: Февраль 2020
Издательство: РБК Daily
Прямое управление: как девелоперы пошли по пути автобизнеса
Петербургские девелоперы развивают бизнес по обслуживанию жилых домов
Все больше петербургских застройщиков делают упор на постпродажный сервис, и начинают зарабатывать не только на реализации квадратных метров, но и обслуживании сданных домов. Ранее этот путь прошли автодилеры. Какие плюсы и минусы имеет создание собственной управляющей компании в сфере жилого строительства, разбирался РБК+.
Смежный бизнес
Снижение покупательной способности населения негативно сказывается на спросе на жилье. Издержки застройщиков при этом растут, что связано как с повышением себестоимости строительства, так и с переходом на проектное финансирование. Все это заставляет искать новые возможности для получения стабильного дохода. Одна из них — уход в смежную сферу: девелоперы активно развивают собственные управляющие компании (УК). Такой сценарий ранее реализовали автодилеры, расширяя спектр предоставляемых покупателям услуг по ремонту и техобслуживанию продаваемых машин.
Девелоперы начали создавать собственные управляющие компании в начале 2000-х годов. Первые УК появились в сегменте элитного жилья, где при строительстве применялись передовые технологии, современные инженерные системы и дорогая отделка. Работать с ними на рынке мало кто умел, поэтому застройщики стали создавать свои структуры для обслуживания домов. Сегодня практически все новые дома передаются в эксплуатацию управляющей компании от застройщика. Хотя Жилищный кодекс предписывает после сдачи дома объявлять конкурс по выбору УК, нередко победителем становится аффилированная с девелопером структура.
В Жилищном комитете города сообщили РБК+, что предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Петербурга осуществляют 383 организации. Сведениями об аффилированности УК c застройщиками в комитете не располагают. Однако в реестре на сайте Жилищного комитета можно найти более 50 компаний, названия которых совпадают с наименованиями строительных компаний или крупных жилых комплексов. Площадь жилья, которое обслуживают такие УК, ежегодно растет. Всего в прошлом году в Петербурге было сдано в эксплуатацию 3,45 млн м2 жилья.
Надежда Калашникова, директор по развитию Компании Л1:
«Уже сейчас многие технические вопросы решаются через Интернет, начиная от вызова сантехника, заканчивая наблюдением за состоянием общедомового имущества. В большинстве ЖК у жильцов есть личные кабинеты на сайте управляющей компании, где осуществляются и платежи, и коммуникация. Дальнейшее развитие будет идти в направлении «умного дома».
«Не очень опытные считают, что тут «золотое дно». А когда сталкиваются с реалиями, понимают, что сильно погорячились. Маржинальность этой деятельности в общемировых показателях — буквально проценты. У нас сейчас тоже на уровне 1-2%. Стоит иметь в виду, что помимо запланированных доходов есть еще отложенные и даже потерянные, по сути — это ситуация с неплатежами по коммуналке. В нашей стране — это серьезная проблема».
«Если застройщик сам берется управлять домом, то он явно не строил тяп-ляп. Он отвечает за свою работу, досконально знает все сложнейшие механизмы жизнеобеспечения дома, готов к диалогу с жильцами».
Оригинал статьи здесь